Мне хочется написать о том, что вошло в мою жизнь, также как вошло в жизнь многих людей, целых поколений, для которых понятие и образ - Гжельский цветок, -совсем не абстракция.
Автор Ирина Коршунова
Да, Очевидная, чувственная и внутренне очень теплая гармония сине-белой гаммы, стала откровением для человека задолго до появления во Гжели народного художественного промысла. Изумительная и утонченная роспись по фарфору в этом цветовом сочетании представлена в древней китайской традиции. Европейская школа, - голландские, немецкие, французские мастера создали свою уникальную технику росписи, где орнаментальный язык формирует свое сообщение в сине-белом дуализме, доверяя его фарфору.
Если посмотреть на карту Подмосковья, то место, где расположена Гжель,- приходится как раз на сердечную область этого региона России. Именно здесь суждено было родиться Образу Гжельского цветка. Синий цвет УНИКАЛЬНОГО по композиционному построению и технике мазка, орнамента, преображается в росписи в целую симфонию оттеночных нот. От глубокого синего до воздушного, еле уловимого. Гжельский орнамент от простых композиционных сочетаний линий и оттенков, расположения элементов, в процессе своего развития прошел несколько стадий и по сей день находится в процессе постоянной эволюции. Ведь, каждый мастер, осваивая фундаментальные основы мастерства народного художественного промысла Гжель, привносит в него свой мазок, стиль, штрих, идею. Формы, внутреннюю логику, как бы свой диалект орнамента. Абсолютно индивидуальный, хотя и живущий в традициях промысла.
История промысла драматична поскольку неотделима от истории России, ведь Гжель- ее капля. Пережила Гжель и взлеты и упадок. Период становления, отхода от исконной цветной майолики к доминирующей теме сине-белой орнаментальной росписи по белоснежному фарфору,- с которым и связаны сегодня все ассоциативные связи всемирно известного бренда Гжель.
Времена меняются. Сегодня, благодаря мастерам, сохраняющим традиции Гжельского народного художественного промысла, государственным, общественным организациям, местным властям, неравнодушным к судьбе региона традиционного бытования народного художественного промысла Гжель, учреждениям прекрасной Гжельской образовательной цепочки- от детского садика до ВУЗа и предприятия, самим Гжельцам,- постепенно оживает тот настоящий Гжельский цветок, который подарил фарфору Гжели Гармонию образа в форме и орнаменте. Возвращается к людям исконный промысел Гжельской майолики, талантливая и целеустремленная молодежь приходит в гончарные мастерские.
Мне бы хотелось проиллюстрировать свое сообщение подборкой прекрасных работ Гжельских мастеров, вложивших душу в Единственный в своем роде Гжельский цветок, посвятивших жизнь промыслу.
Прошу ВАС обратить внимание на фотоколлаж с Выставки «Скульптура мастеров Гжели» из коллекции Сергея Валентиновича Малкина, которая продолжает свою работу в краеведческом музее Ступино. В коллаже представлены фото людей, Гжельцев, жизнь и судьба которых тесно связана с Гжелью, ее становлением, сегодняшним днем, заботами о будущем. Конечно, там не все лица. Но, это и есть ЦВЕТ Гжели!
Влада Мартемьянова
© Пресс-центр НП "Палата народных промыслов и ремесел"